Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Поэтому, если политический оратор прошлого обращался непосредственно к адресату — народу или (позже) делал это, используя также прессу или радио, не имевших столь очевидного статуса "четвертой власти", то сегодня его положение и риторическая задача иная: ему нужно "ублажить" не только и не столько народ, сколько средства массовой информации. В силу специфики их интересов и в силу особенностей необходимых средствам массовой информации "историй" это нелегко и даже отнюдь не всегда возможно.
Кроме того, большая часть ситуаций публичной речи политика сейчас требует от него умения говорить не непосредственно с адресатом, а выступать перед микрофоном, в теле- или радиостудии. Такая речь требует специальной подготовки и сильно отличается от речи, обращенной непосредственно к слушателю. Вот почему в курсы современного речевого мастерства включаются нередко соответствующие разделы (см., например: Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992).
Итак, мы подходим к проблеме имиджа политического лидера рассматриваемого типа. Этот имидж во многом
143
создается именно с помощью риторических средств и умений, так как речевое поведение лидера — его черта, которая может оцениваться непосредственно адресатом, наблюдающим его в беседе с журналистом в ходе телевизионного интервью, слушающего интервью по радио, читающего его в прессе.
В ходе таких интервью журналист часто "нападает" — стремится к разоблачению, лидер же вынужден уметь противостоять этому "нападению", спокойно, уверенно, аргументированно, достойно представляя и доказывая свою позицию. Здесь абсолютно необходимо мастерство публичной беседы — диалога.
4. РИТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ИМИДЖ МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
Главное, к чему должен в общении со средствами массовой информации стремиться перспективный политик, по мнению Б. Ингхема — это уважение. Маргарет Тэтчер, имидж которой он создавал и сохранял на протяжении 11 лет, "обожали в некоторой части британской прессы, но ненавидели в другой. Но уважали ее все, даже злейшие враги".
Уважение к этому политику как к лидеру, считает пресс-секретарь, прежде всего обусловливалось личными качествами и умениями Тэтчер. Прежде чем стать премьер-министром, она прошла длительный путь и немало труда на этом пути посвятила овладению искусством публичной речи, выступая перед избирателями на всех этапах своей карьеры и участвуя в публичных дискуссиях со своими конкурентами и оппонентами.
"Решительность и постоянство" — вот качества Тэтчер, которые, как считает ее пресс-секретарь, помогли ему в его работе: "Решительность и постоянство Маргарет Тэтчер позволяли мне выступать от ее имени с такой уверенностью, что мне удавалось выгодно подчеркнуть ее мощный имидж".
Б. Ингхем решительно заявляет: "Я считаю исключительным нахальством заявления специалистов по "паблик рилейшнз", что они могут создать имидж любому политику, независимо от того, что он собой представляет...
144
Можно отточить умение политика выступать перед микрофоном на радио, телевидении или пресс-конференциях. Можно научить их более выгодно говорить о своей деятельности. Этим я, например, занимался с ныне покойным Гарольдом Макмилланом, который... всегда терялся при встрече с журналистами. К каждому выступлению я готовил ему краткую памятку с основными мыслями, которые он должен был осветить в ходе интервью. Могу вас заверить, что шелкового кошелька из свиного ушка все же сделать не удается. Имидж — функция внешности, манер, жестикуляции, стиля поведения, личных качеств, убеждений, прошлой деятельности и профессиональной компетентности, а также ясности и убежденности в подаче их на публике, да и в личной жизни, так как журналисты все глубже проникают в личную жизнь политика".
Посмотрим теперь, что именно в речевом поведении Тэтчер служило созданию ее имиджа как "жесткого политика", вызывающего притом уважение, какие особенности ее "индивидуального риторического стиля" формировали ее имидж "доминирующего политического партнера".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .