Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Деятельность политика, как и политических партий и групп, в числе других имеет одну важную задачу — завоевать и удержать симпатии населения, его доверие, распространяя в широких массах именно те убеждения и мнения, которые соответствуют собственным интересам, однако делая это так, чтобы массы воспринимали эти мнения и убеждения как соответствующие интересам народа. Поскольку отнюдь не всегда эта задача может быть решена с помощью "корректного" рационального убеждения, основанного на логическом доказательстве, естественно, что заинтересованные лица или социальные и политические группы прибегают к иным способам воздействия — "риторике" в узком, современном, "расхожем" смысле этого слова — к стратегиям и средствам речевого воздействия на чувства, эмоции, подсознание адресата.
147
Рассмотрим основные стратегии использования языка и речи, а также основные риторические средства, с помощью которых эта задача достижения "фидеистического согласия" адресата выполняется.
1. Идентификационные формулы. Это языковые обороты, с помощью которых адресат побуждается говорящим идентифицировать, отождествлять себя с ним, его партией или политической группой. Особенно продуктивно в этом и особенно широко распространено употребление местоимениймы, наш. Так, слово президента "МММ" С. Мавроди, обращенное им к народу из "Матросской тишины" в сентябре 1994 г., начинается с использования формул идентификации и кончается ими: "Скандал с "МММ" всколыхнул буквально все слои российского общества. Сейчас, когда страсти несколько поутихли, есть, вероятно, смысл подвести в этой истории некоторые итоги. Итак, что же МЫ имеем?" Ср. конец текста: "Что ж, подведем итоги. Как МЫ с Вами только что выяснили..." (Сохранено написание Вы с заглавной буквы, долженствующее в оригинале подчеркнуть уважение автора к адресату — форма "похвалы аудитории" — приема exhor-tatio.)
2. Употребление слов-эпистемиков. Это слова с общим значением "знать", "понимать": как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения в том, что и пр.
Эти слова придают высказыванию характер безусловной истины, не подлежащей сомнениям. Приведем пример из "Обращения президента "МММ" С. Мавроди к акционерам" в августе 1994 г.: "Руководство "МММ" делало все от него зависящее для стабилизации ситуации, в частности, не прекращало скупку акций, насколько это было возможно. Впрочем, вы и сами это ПРЕКРАСНО ЗНАЕТЕ".
Тот же прием в статье, разоблачающей "МММ": "То, что "МММ" работает по принципу "пирамиды" — в этом вряд ли кто сомневается даже среди пылких защитников опального АО" (Ловковский Д. Герасим делает свое дело. — Экстра-М, 27 августа 1994 г.). Ср.: "Если отвлечься от деталей, то суть обвинений в адрес "МММ" сводится к тому, что "МММ" — это финансовая афера, по термино-
148
логии властей — финансовая пирамида..." (Мавроди С. Горе от ума. — Вечерняя Москва, 12 сентября 1994 г.), а также: "Таким образом, налоговые органы сами развеяли миф о так называемой пирамиде, ибо в случае пирамиды нет никакой прибыли и, соответственно, никаких налогов быть не может" (Обращение президента "МММ" С. Мавроди к акционерам. — Центр-plus. Август 1994. — №.30. — Вып. 3).
3. Представление субъективного мнения в виде объективного факта или истины, не требующих доказательств, в форме категорического суждения. Этот прием в смысловом отношении весьма близок к предыдущему, но обходится без слов-эпистемиков.
Так, в "Словаре древнерусской мифологии" С. Плачин-ды, составленном на основе книги Л. Силенко "Мага Вера" (Нью-Йорк, 1979) читаем: "Этруски (русины) — древне-украинское племя, переселившееся из Прикарпаться и Галичины в Северную Италию за 1300 лет до н. э. На богатой этрусской (древнеукраинскои) культуре выросла античная культура Греции и Рима". Или (там же): "Ории (арии) — наидревнейшее название древних украинцев... Приручили коня, изобрели колесо и плуг" (Цит.: Сабов А. "Ории" против "москалей"? — Литературная газета. — 9 мая 1995 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .