Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Любой свободный гражданин Афин должен был получить риторическую подготовку и знания и в своей речи, в своей жизни и деятельности руководствоваться той моделью красноречия, которую он предпочел, выбирая себе учителей. Выбор одной из этих риторических моделей, различных по цели, приемам, средствам, был и остается прежде всего нравственным. Можно сказать, что эта проблема актуальна для нас сегодня не менее, чем во времена Сократа и софистов.
Сделав выбор, человек определяет не только облик своей речи, но и отношение к людям — как к объектам
16
своих риторических манипуляций или как к полноправным субъектам-собеседникам. Определяет он и сам образ своей жизни. Проблема связи образа жизни и риторического идеала личности и общества решается в диалоге "Гор-гий" в беседе молодого аристократа Калликла с Сократом. Жизненная цель Калликла — потакание всем своим потребностям, как можно более полное угождение всем своим желаниям. Разнузданный юнец опирается в этом на свое "право сильного" — и исследователи диалога "Гор-гий" отмечают, что в этом фрагменте диалога речь идет о "теории естественного права" (см. комментарии к диалогу, выполненные А. Ф. Лосевым). Для такого образа жизни, который нужен Калликлу, необходимы власть и деньги. Для достижения того и другого лучшее орудие и оружие — софистическая модель риторики. Манипулировать людьми с помощью слова, добиваясь власти над ними и необходимых материальных благ, — вот к чему стремятся софисты и чего они легко добиваются. Заметим, что самому Горгию его искусство принесло и почет, и жизненную роскошь, и богатство.
И, наконец, можно говорить о риторике не только как о нравственном выборе и образе жизни, но и как о судьбе. В диалоге "Горгий", основанном на принципе трагической иронии, юнец Калликл поучает Сократа, "как жить" и "как говорить", предсказывает философу трагический и неизбежный конец, к которому с неотвратимостью ведет Сократа его философствование, его стремление к истине и к истинному благу для общества, для людей, его "неумение" — а на самом деле принципиальное нежелание — угождать людям своей речью, льстить и "нравиться" им.
Весьма созвучна высказываниям Калликла, надо заметить, позиция Цицерона, который в трактате "Об ораторе" ясно говорит о том, что главная цель и искусство оратора состоит не в том, чтобы, философствуя, искать какой-то истины и какого-то блага, а в том, чтобы уметь воздействовать на аудиторию в своих целях.
Рассматриваемый диалог Платона интересен для нас также тем, что в нем решаются и эстетические проблемы красноречия. Характерно, что эстетика красноречия оказывается тесно связанной с его этикой. Что делает речь
17
прекрасной, поднимает ее от сноровки к мастерству, от мастерства — к искусству? Что делает речевое произведение эстетическим предметом?
Основная и наиболее общая эстетическая категория, действующая в прекрасной речи — категория гармонии. Гармония понимается прежде всего как порядок в речи, ее упорядоченность. Порядок — космос (по-гречески космос значит украшенное, т. е. упорядоченное, откуда русское косметика) — противостоит хаосу — беспорядку, или, как говорит Сократ, "бесчинству" в речи и в общении.
"Порядок" в речи определяется умеренностью и мерой — речь не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой: так проявляется в риторике мера количественная, но этого мало. Умеренность в речи — это, как говорит Сократ, и воздержанность в ней, т. е. такое поведение, которое соответствует долгу человека по отношению к собеседнику, вообще к людям. Долг же — это не что иное как проявление справедливости. Воздержанность, долг, справедливость в речи — основа хорошей дружбы и подлинного общения. Это категории этические. Итак, нравственность (этика) и красота речи, понятая как порядок, воздержанность и нравственный долг, — вот главное в риторической концепции Платона, концепции, положенной им в основу рассматриваемого диалога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .