Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике

Такова смысловая структура диалога "Горгий" Платона, как мы видели, весьма существенная для нашей проблемы — для выяснения истоков и источников отечественной словесной культуры и русского красноречия.
В диалоге есть и очень важный для нас фрагмент, в котором Сократ говорит о том, что в искусстве красноречия, если это подлинное искусство и истинное красноречие, мастер речей всегда руководствуется неким "образом" прекрасной речи, который держит в голове, как и любой другой мастер-ремесленник при изготовлении прекрасного, т. е. мастерски сделанного, предмета. Этот "образ", "образец" хорошей речи, существующий в сознании ритора, назовем риторическим идеалом. Этот "образец" — риторический идеал — станет предметом нашего пристального внимания в даль-
18
неишем изложении: именно риторический идеал — основная категория сравнительно-исторической риторики. В диалоге "Горгий" впервые в европейской словесности отмечается важность и определяется содержание этого понятия.
Такова существенная для нас проблематика диалога "Горгий" Платона.
В связи с рассматриваемыми проблемами представляет интерес также текст "Апологии Сократа" Платона, особенно заключительные фрагменты этого памятника — речи Сократа, которые философ произносит после вынесения ему обвинительного приговора и после вынесения ему смертного приговора. Читатель может убедиться в том, что и в них проблемы подлинного и ложного красноречия занимают отнюдь не последнее место.
В самом деле, прислушаемся внимательней к словам Сократа: "Быть может, вы думаете, афиняне, что я осужден потому, что у меня не хватило таких доводов, которыми я бы мог склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы избежать приговора. Совсем нет. Не хватить-то у меня правда что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слушать: чтобы я оплакивал себя, горевал, словом, делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что недостойно меня, как я утверждаю".
Вспомните: основной принцип риторики софистов — говорить то, что слушателю приятно; убеждать людей, воздействовать на них, манипулируя ими, обращаясь к их эмоциям и потакая их слабостям. Сравните кстати советы, которые дает читателю Дейл Карнеги — наследник софистической риторической культуры. Сократ же даже в виду смертельной опасности не пожелал изменить тем принципам речи, которые в разговорах с учениками и в спорах с противниками сам утверждал: прежде всего — не пожелал изменить истине и правдивости в речи, видя в этом нравственный долг человека.
19

Лекция 2.

ДИАЛОГ "ФЕДР", ЕВРОПЕЙСКАЯ
РИТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ЛОГОСА

1. ГНОСЕОЛОГИЯ РИТОРИКИ. СВЯЗЬ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ РИТОРИКИ
Займемся теперь диалогом "Федр". Он представляет для нас интерес потому, что предметом речи в нем служит не только любовь, но и красноречие. В самом деле, разговор Сократа и юноши Федра посвящен выяснению истины о природе любви и об отношениях любящего и любимого.
Но не только на эту тему идет беседа: мудрец и его юный приятель выясняют также, как нужно размышлять и говорить о любви, и не только о ней, но и о любом другом предмете. Потому диалоги и можно рассматривать прямо как краткий "учебник риторики", "краткое руководство к красноречию". По сути дела именно в этом диалоге закладываются те основы, те традиции мысли и речи, которые до сих пор определяют облик европейской и особенно русской речемыслительной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

Опубликовано в рубрике Основное 21.01.2011: .