ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Следующее упоминание о «Сталкере» датировано 21 сентября: *Идиот»рухнул. Саша Мишарин написал письмо Стругацкому, чтобы они начинали действовать. А что они могут без меня сделать одни? Ехать в Москву? Но Гофман, Гофман!»9 (речь идет о тяжело продвигающейся работе над «Гофма-нианой»). Тарковский решает сосредоточиться на этом сценарии, сроки сдачи которого по его просьбе были продлены до 1 ноября 1975 года. 19 октября, сценарий «Гофманиана», наконец, был закончен. Тем временем у Тарковского даже при его сверхэкономии средств в Мясном заканчиваются деньги. Он принимает решение быстро снять «Пикник», чтобы как-то выбраться из удушающего безденежья.

19 ноября Тарковский пишет Леониду Нехорошеву: Добрый день —Леня!

Пишет тебе твой товарищ из ссылки, в которой он живет уже 6 месяцев. Ну, шутки в сторону — я по поводу заявки «Смерть Ивана Ильича». Дело в том, что заявка на нее не пишется. Ты сам знаешь, это совсем не просто.

Кроме того, написать сценарий будет настолько трудно, что он никак не сможет быть «легкой» картиной перед •УходомЛьва Толстого». (Кстати, грядет юбилей Толстого — поэтому прошу мои толстовские дела подверстать к этому случаю).

Давай пока пробьем (если это надо пробивать) Стругацких. Что по этому поводу говорит Сизов? Да и говорит ли он вообще чего-либо?

Я бы хотел сдать его (Стругацких) в начале 1976 года и начать «Уход Толстого».

Теперь относительно объединения. Я бы хотел у Чухрая. И только по причине денег. Я совсем гол, как сокол. Если нет (Не влезу из-за планов ЭТО), то Арнштам.

Что такое Чухрай, я отлично себе представляю.

Но если бы можно бьто снимать у него — это принесло несколько больше денег, чем в любом другом месте: 1) Фанта-стика. 2) Одна серия. 3) Очень интересная.

Вот и все пока.

Надеюсь скоро увидеться.

Твой Андрей Г.»10

А вот некоторые записи из дневника от 20 ноября: «Снова приезжала Маша. Ю.Семенов обещал дать денег взаймы. Буду пробивать «Стругацких, чтобы снимать их летом. Иначе нет смысла».

«В конце октября я получил по почте заявку на сценарий для режиссера А.Тарковского», — вспоминает Леонид Нехорошее.11

Андрей Арсеньевич официально сообщил руководству «Мосфильма» и Госкино о своем решении делать фильм по сценарию Стругацких.

Леонид Нехорошее: «Мы (то есть те, кто пребывал в руководстве киностудии «Мосфильм», вздохнули облегченно: кажется Тарковский «взялся за ум», и его новая работа, скорее всего, не грозит студии теми неприятностями, которые она испытала с его последней картиной «Зеркало».12

«В сценарии же «Сталкер», написанном Аркадием и Борисом Стругацкими по мотивам своей повести «Пикник на обочине», никаких таких кустов не было: нормальная советская (хорошая) фантастика — четкая по сюжету, с героем, большим количеством необыкновенных событий, с нравственным выводом. Довольно легко сценарий прошел все разрешающие инстанции. Особых происшествий, связанных с фильмом, не предвиделось».13

Под «особыми происшествиями», которые «не предвиделись», Нехорошее имеет в виду вполне доброжелательное отношение «мосфильмовского» руководства (в частности Генерального директора

Н. Сизова, главного редактора — самого Леонида Нехорошева).

Подтверждение этому в дневнике Тарковского — запись от 10 декабря: «Сизову понравилась заявка Стругацких. В ЭТО хотят, кажется,«Пикник»14.

Что касается отношения к сценарию Госкино, все было не так уж гладко. Чиновники Госкино изначально подозревали Тарковского в нелояльности, непослушности, несговорчивости и, говоря Оруэлловскими словами «двоемыслии». Они заранее подозревали режиссера в том, что он снова выкинет какой-нибудь непредсказуемый (с их точки зрения) номер, и из внешне безобидного сцена-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .