ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Традиционно считается, что статус визуальности понижается в романтическом самосознании. Этому есть множество любопытных примеров повышенного интереса к «миру незримому» вплоть до XX столетия, до символистов-неоромантиков с их радикальным аку-стизмом и даже до «последнего великого романтика» (по интересной культурологической рекомендации X. Арендт) М. Хайдеггера, который, как хорошо известно, критиковал традиционное европейское понимание мышления как видения, а бытия как «налично присутствующего» перед мысленным взором. Согласно немецкому мыслителю, «время» рационалистической «картины мира», традиционно именуемое «Новым», отличается тотальным нашествием визуальных форм и способов покорения мира на слуховые способности его древнейшего «домировоззренческого» постижения, сохранявшего свои герменевтические позиции вплоть до позднего Средневековья с его повышенным вкусом к тайне, к сотериологии и метафизике. Таким образом, сквозь макроисторический драматизм десакрализации просвечивает его визуалогическая подоснова.

Уже А. С. Хомяков в своих «Записках о Всемирной Истории» называет это триумфом «кушитского» начала, для коего характерно преобладание письменно-архитектурных форм над музыкально-речевыми. В наше время аналогичные вещи весьма любопытно были актуализированы в книге Г. Д. Гачева «Музыка и световая цивилизация»: «...цивилизация, — пишет он, — вся — светская культура, светляная; и в этом её ограниченность и предел миропонимания, в том числе и в науке-мысли: «явное» лишь

-_яиь могут, «явление»; «очевидность» — критерии истины...»

С этим как-то корреспондирует даже бытовое-расхожее-ялЛаническое: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» 'однако уместно здесь вспомнить и знаменитые евангельские сЛОВа Христа: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Новое „-ем*с его массовым гипервизуализмом, апеллирующим ко все-розможным неумолимым «очевидностям», в этом отношении едва ли может быть отнесено к эпохам благословенным, однако — именно изнутри романтического сознания (не даром Гегель пошёл на рискованное культурологическое сближение романтизма и христианства!) пробивает совсем иное — можно сказать: не идеологическое, а герменевтическое! — отношение к миру. Причём, как это ни странно, оно только на первый взгляд выглядит понижением статуса визуальности в пользу акустических и тактильных рецепций — в действительности же его генеральная интенция состоит в возвращении тотального зрения от человека к Богу.

Романтическая антропология с её реабилитацией тайны действительно отказывается от всецело визуалогического обоснования деятельности ума как умо- зрения. Последнее было прерогативою риторико-классического сознания, уходящего корнями за пределы рационализма Нового времени — к средневековой теологии и акгачной философии. Более того, романтическая аксиология показывает творческую продуктивность такого отказа. В последней свя-зиочень важно отметить существенный факт качественного различия в организации внеоптических и визуальных пространств: первые полифоничны, их мифооснова не-зрима, однако несёт на себе и всё зримое: откровения, небеса, землю, идеи, формы — никогда не исчерпываясь их метавизуалогической интегральной суммой, ибо Здесь — качественно иная реальность; вторые же монологичны, обозримы (тут, конечно, не только оптический ракурс имеется в виду, но и умо-зрение, миро-воззрение, даже в первом приближении само Бого-вйдение...), исходно враждебно настроены ко всему незримому, неведомому, необъективируемому и потаённому...

Визуальное пространство — область репрессии Слова. Примерами могут служить топосы хорошо известных монологических культур с иероглифической письменностью: Египта, Китая... Речевое пространство трансвизуально: оно само создаётся сло-в°м, с-мыслом, со-мыслием, полемическим общением, неприсва-ивающим усвоением иного (иновидения, инакомыслия) без реп

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .