ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

— одна из частиц того «археологического» слоя культуры, о kotq. ром было сказано выше. Понятно также, что, как и точка, она об. ладает внутренней энергией, позволяющей знаку быть причаст. ным текстовости — хотя бы и не в вербальном ее изводе, а на уров. не общеязыковой мнимости, давая ей, мнимости, право быть отне. сенной к формам высказывания. Линия — содержательна, несмот-ря на то, что ей свойствен конкретно-информативный нейтрализм. Её значение уклоняется от предметного смысла лексических единиц. Ж. Деррида справедливо заметил, что «никакая речь не мо. жет его воспроизвести, не обедняя и не искажая»15. Он же писал и о связи черты с сущностной стороной художественного творчества: « <...> она может дать место искусству как мимесису, не превращая его сразу же в технический прием подражания»16.

Несколько ранее мы сказали об оптической системе эстетического высказывания, воспринимая его с чисто внешней, собственно зрительной стороны. Теперь наш взгляд может переместиться во внутренние глубины и уже оттуда обозревать стиль в срезе его точечно-линеарного устройства. Это необходимо, по крайней мере, по двум причинам. В первую очередь, смена исследовательской позиции наблюдателя обусловливается взаимосвязанностью поверхности и недрового уровня стиля. Другая же причина заключается в том, что там, внутри, — источник «отношения к миру», как выра жался Г. Вёльфлин17. И это — тоже оптика, уловленная в ее исходных, идейно-сенсорных и ценностных параметрах.

10.    Сочетание точечной и линеарной схемности как в неис поведимых безднах меона, так и в разрываемом строе вербаль ных средств выразительности, создает то, что можно было бы назвать стилевым синтезом, столь характерным для Серебряно го века. В свете современных концепций интермедиальности ка» реального явления в системе художественного творчества могу’ быть плодотворными сопоставления стилевых стратегий литературы и живописи. Точка и линия — ингредиенты той и другой. Несмотря на то, что в процессе исторической эволюции функции этих средств письма резко специфицировались, все же напоминание об этиологическом их единстве — нелишне.

Стоит заговорить о каком-либо из линейных стилей, сраз) же возникает опасение, что речь идет о чем-то строго чертежной и сурово скучном. Однако эта встревоженность вряд ли оправ

на Ведь даже в кратком отрывке из прозы А. Белого очевидна св0бода, если не своеволие, в его топографической композиции. Собственно форма фрагмента носит характер открытости, что предрешено не только точечной множественностью, но и диск--вгио-извивной линией, пронзающей вербальную массивность ?текста. Его линеарная фигурность «является носителем декоративности»18, если воспользоваться выражением уже цитированного искусствоведа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .