ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

ления изящных форм может быть достигнут отбором многообраз. ных линий по признаку их очертаний и размеров, а затем варь^, рованием их положений по отношению друг к другу самыми раз. личными путями, какие только можно выдумать» (с. 140). Происходящая из этого зрелищность искусства получает у художника и еще одно обоснование: произведение должно соответствовать эстетическим интересам воспринимающих его людей. И тут н« обойтись без того, что Хогарт называет «сложностью формы, имея в виду «такое своеобразие составляющих ее линий, котор принуждает глаз следовать за ними со своего рода резвостью; удовольствие, которое этот процесс доставляет сознанию, возводит ее до наименования красоты» (с. 130).

Здесь, видимо, Хогартом высказано положение, отражающее некую архетипическую общность живописи и литературы. Ведь релятивистская поэтика и XVIII век в искусстве генетически никак не связаны; тем не менее, мастерство художника повелевает глазу, чтобы он следил за динамикой линий, нахо дясь в состоянии игровой живости, то есть резвости, подобно тому, как он ведет себя, имея дело с новыми стилями и их точечно-линеарными стратегиями. Так происходит потому, что «произведение искусства как реальность взаимодействия означающего и означаемого <... > представляет собой знак — живое единство сознания и воспринимающего его духа, феноменологический акт самореализации произведения и единственно подлинного его бытия»34.

12. Суггестивные качества линий всячески подчеркиваются Хогартом, и он стремится связать эту их особенность не только с эстетической природой искусства, но и с моментом преодоления каких-либо жизненных трудностей. «Каждая возникающая трудность, которая на какое-то время замедляет и прерывает наши искания, — пишет он, — дает своего рода толчок уму, повышает удовольствие и превращает то, что иначе казалось бы тяжелый трудом, требующим усилий, — в забаву и развлечение» (Там же)-

Любая из линий — результат победы над хаосогенностьЮ жизни, ее непонятностью и т. п. Эстетизм присущ всякому типу линий, несмотря на различную степень присутствия в них этого свойства. Им сопутствуют такие характеристики, как декоративность, о чем уже сказано, очарование, приятность, удовольствие' привлекательность. Однако искусство художника состоит не

трлько в создании тех или иных линий и в выявлении их эстетических качеств. Есть высшая задача творчества — в прекрасном сведении в одно целое разнообразного материала, в частности, хех же линий. Хогарт формулирует один из своих канонических девизов так:« <...> искусство хорошо компоновать — это не более чем искусство хорошо разнообразить» (С. 142)

13. Взгляд художника видит линии в движении. Положение тел и вещей мыслится в динамической подвижности. Для углубленного понимания линий Хогарт выбирает танцы, среди которых самым выразительным и загадочным он считает менуэт. В нем совершенствуются и преобразуются линии, «превращаясь в большое количество волн во время па <... > которые составлены так, что тело человека постепенно слегка приподнимается, затем снова постепенно опускается на протяжении всего танца» (с. 200). Менуэт содержит согласованное многообразие движений, укладывающихся в змеевидные линии, и потому «является прекрасной композицией движений» (Там же). Столь же эстетически богат контрданс, этот «таинственный танец», где самое красивое из движений — то, которое называется «путаницей». «Фигура эта, пишет Хогарт, представляет собой вереницу или ряд змеевидных линий, переплетающихся и сменяющих одна другую» (с. 202). Художник не находит ничего лучшего, как привести описание танцующих ангелов в «Потерянном рае» Мильтона:

Мистические пляски!..

.............так сложны,

Запутаны они, так сплетены,

Что в них как будто вовсе нет порядка. Однако же тем правильней они,

Чем кажутся неправильней.

 

информация от партнеров здесь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .