ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

16.    Выше мы сказали об управляющей роли слова нового типа Именно самопонимающее слово44 источает из себя регулятивную энергию стиля, стремясь всюду внедрить дисциплинирующую логику rap. монии. Так мы подошли к категории, без которой релятивистская по. этика труднопредставима. Речь идет о так называемом паттерне, чья значимость «связана с возможностью везде и во всем утверждать порядок посреди хаоса»45. Креативные импульсы слова с режиссирующим потенциалом простираются в ширь и глубь меона. Однако в литературе Серебряного века мы найдем и такие примеры, где логосная мощь эстетического речения подавляется гемнотностью , почти замирая в ней — без всякой надежды на высветление. Так возникает необходимость введения в ландшафтную картину стиля еще одного понятия. «В меоне, — пишет исследователь, излагающий философию С. Н. Булгакова, — есть две грани — нижняя и верхняя. Нижняя грань меона — абсолютное небытие <...>  (укон). Это своего рода ноль бытия, постижимый умом лишь косвенно <... > »47 В системе научного языка, принятого в нашей работе, меон трактуется как стихия порождения смысла, то есть Логоса с его световой энергией, тогда какукон не обладает вероятностно-созидательной потенцией, но является основой всякой, в частности, вербальной тварности. Эта проблема — из ряда сложных и трудных и потому достойна специальных обсуждений. Здесь же скажем, что стиль как проективно-космическое и логосно-меональное единство, восходящее к укону, этой безос-новной ничтойности, в совокупности составляет паттерную систему с идеей вселенского дизайна48.

17.    Завершая этот краткий очерк, скажем следующее.

Имея дело с новыми стилями, приходишь к пониманию, что

они принадлежат к дотоле неизвестной формации, где (1) конфи-гуративные особенности эстетического высказывания берут на себя едва ли не первенствующую роль. Разумеется, в истории литературы мы встречаемся со всякого рода фигурными моделями художественной речи. Но подобные опыты производились все же в границах риторической разрешенное, не покушаясь на традиционную сплошность или монолитность стилей. Релятивистская поэтика предлагает другую стратегию речевого созидания Она (2) погружает вербальный материал в просторность и глубину неисследимого, (3) мобилизуя при этом гилетически значимый потенциал архаических средств выразительности — точки и черты, (4) используя их в качестве графических и живописных

-есурсов (5) при визуализации речения и стиля в целом. Последив, таким образом, (6) освобождаются от оков строгой огово-оенности их топографических границ. Теперь поверхность страницы, пишется в одном из исследовательских трудов, выглядит, иапример, у Белого как «переплетение тонких линий и стрелок, ЛЗ которых, как крупные виноградины» повисли «островки словесного текста. Островки <... > разбросаны вправо и влево», идут «наискось восходящею лесенкой и кривыми уступами вниз из угла в угол, заполняя все свободные места. Расшифровать такую страничку  мог только тот, кто ее записал»49.

Стили новой формации (7) поражают многообразием своих фигурных форм, их точечно-линерная система демонстрирует разные стороны виртуозного искусства при построении текста как визуального образно-эстетического феномена. Здесь представлены символы (8) прямой длительности, (9) волнообразной красоты и (10) ее гипостазированной вариативности — змеевидности. Понятно, что эти символы существуют не сами по себе, но (11) в телеологически организованном единстве, порою переходящем (12) в намеренно созданную «путаницу»50, повышающую, как и стихия неисследимого, (13) энигматичность стиля и (14) его суггестивность, проявляющуюся как (15) «привлекательность», «очарование» и иные, неотъемлемые от эйдологии, характеристики.

Купить прессованный настил прессованныи решетчатыи настил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .