Но, на мой взгляд, эти рекомендации Леонардо да Винчи име-И*'ГОраздо более глубокий внутренний смысл. Принцип стены Ле-онацдо позволяет не только различать разные картины на плоской поверхности, но и создавать в воображении не плоские — объём-ны®изображения. Не тоже ли самое фрески Леонардо да Винчи, "атаоской стене талантом художника возникают и видны уже всем °®**Мные изображения в разных перспективах. Но эти изображе-***** *•* только результат художнических оптических перспектив, 40 Ирезультат таинственного перехода незримых следов присут-Ст>ия памяти, радости, боли художника и, наконец, Бога в види-визуальный ряд. Или словами профессора В.П. Океанского: Поражается поверхность — звучит глубина».2
белый холст экрана — тоже стена Леонардо. Режиссер, опе-видят на нем различные картины и воспроизводят их с помогу света, цвета, оптики и актеров. Эти изображения возникают
С. А. Турыгин
ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Известно, что реальность можно рассматривать с разных сторон. В романе немецкоязычного автора П. Зюскинда «Парфю. мер. История одного убийцы» в центре повествования оказывает-ся одно из доступных нам чувств — обоняние, и главный герой -отрицательный персонаж, живущий в мире запахов, через чувственное восприятие определяет свою жизнь и поступки.
Фундаментальное значение другого чувства — зрения для ев-; ропейской культуры впервые осознаётся ещё во времена антич-1 ности. Начиная с классического периода древние греки отноше-1 ние к реальности проясняли через зрение, а познание понимали! как род видения. Зрительное восприятие на протяжении истории° меняло свой статус. Согласно классической рациональности рас ; смотрение представлялось как внешний механический процесс, лишённый связи с психикой. Понимание познания как отражения часто преувеличивало роль зеркальной визуальной метафоры, где на зеркальности делался акцент. Ф.Ницше, наоборот, критиковал авторов, которые ограничивали значимость непосредственного видения, возможно только оценивающее зрение и познание.
Банальное выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» имеет под собой объективное основание, т.к. нервные волокна, соединяющие глаз со зрительными центрами головного мозга, значительно превосходят по размерам подобные пути от уха к мозгу.
В нашем языке присутствует достаточное количество словосочетаний такого плана как «угол зрения», «видимая культура1' «кругозор», «всевидящее око» и ещё ряд им подобных. Общее 0 всех — связь со зрением. В англо-русском словаре, составлен ном В.Мюллером, трижды встречаются слова, в основе смысле образования которых «визуальное», «визуальный». Кроме «зр^ мый», «видимый», «наглядный» имеются значения «делать видимым1-«способность вызывать зрительные образы», «мысленно видеть’
Значительную часть явлений материального мира мы не в ^стоянии воспринимать органами чувств: магнитное поле, ультразвук, инфракрасные лучи и другие. При помощи специальных уборов посредников эти явления открываются для нас. Обя-Урельным компонентом познания становится теоретическое зна-ццр а наша природная организация дополняется уровнем развития культуры, мышления, общественной практики.
Современные представления о зрительном восприятии фор-нИровались на протяжении веков. Стиль зрения, базирующийся до законах перспективы, сложился в Европе в эпоху Возрожде-НИЯ. Леон Батиста Альберти один из первых описал всё то, что дедо было знать о математически выверенной перспективе. Ху-дожник Ренессанса изображал человека так, чтобы можно было заглянуть за игру мускулов, в душу. Альберти призывал учиться у Природы, чтобы уметь схватить такие мгновения, которые побуждают фантазию зрителя больше, чем он увидит.
смотреть тут
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .