.; Ученик Мозаччо — Пьеро дела Франческа был художником Сучёным, первым, кто работал по советам Альберти и математически вымерял перспективы. В Берлине хранится «Эскиз перспективы» работы Франческа, наглядно демонстрирующий новое видение и постижение мира.
Анализ произведений художников — представителей других культур и конфессий показывает нам что и как авторы видят по-своему. Православный иконописный канон несомненно отличается от изображения в эстетике дзэн, но любое изображение гг возможность видеть, детально разглядывать, а значит и представлять даже то, что в принципе невидимо.
М. Мерло-Понти отметил, что видение — это данная человеку способность быть вне самого себя, а глаз — окно души, позволявшее душе в темнице тела воспринимать существующую вне красоту Вселенной.
Чувственное познание выступает в единстве изображения и обозначения. Часто вместо изображения предмета или явления Двн только знак, символ, но мы в состоянии сформировать полноценный образ.
Один из главных методов познания — наблюдение — опирали на чувственные познавательные способности человека, сре-ДИ которых зрение имеет особое значение. Основное назначение °Ргана зрения — восприятие света, лучей, которое в итоге вызы-
для зрителей на этом экране и тем самым возникает обратная связь между «стеной» и воображением художника. Экран — эта белая «сте на Леонардо» смотрит на автора, на зрителя и сообщает потаенны не проявленные, а подчас и неосознанные авторами мысли. Экра1) корреспондируется со всматривающимся в него на интимном лиц ностном уровне. Создается обмен творческой энергией или какпи. шет Л. Пааташвили: «Лишь какая-то тончайшая энергия связывай меня с тем, что передо мной, тогда и возникали образы»3.
Экран творит, воспроизводит своими средствами уже сделан-ное авторами, литературой и другими видами искусств, самой жизнью. То есть кинематограф, как и творчество, скажем вслед за С. Н Булгаковым: «не есть творчество из ничего, но лишь воссоздание, воспроизведение данного, сделавшегося заданным.. .».4 Кинематограф со своим текучестью, потоковостью мысли в «событийно-теку-чем единстве»5 позволяет, в отличие от литературы, «...требующей активного сосредоточения, управления скоростью чтения, включая торможения и возвращения, то есть продолжающейся авторской лаборатории...»,6 проследить, с одно стороны, всю глубину, с другой стороны, протяженность авторской мысли, обогащенной красками и эмоциями добросовестного интерпретатора. Зритель, погружаясь в пространство, глубину и поток фильма, может видеть глубокие потаённые движения мысли автора. Но не только мысли автора, но и свои скрытые, не осознанные мысли, идеи, слова и образы, как возникающие в сознании, так и передаваемые экраном.
А литературный текст, не является ли он такой же стеной Леонардо. Белый лист книги с темной вязью текста, не позволяет ли он читателю так же видеть и понимать визуальные образы как заложенные автором в тексте, так и создавать свои, возникающие под влиянием литературного текста; зафиксированного с помощью языковых знаков потока авторского сознания, так и тех архитектонических построений, которые создают текст и пустота. Построения эти, уже как единый поток читательского сознания, возникают внутри белой страницы и темных слов.
Наблюдая, вслед за Леонардо да Винчи за визуальностью «стены» создается необходимость более широкого поля зрения, внутренней свободы. Необходимо выходить тем самым за пределы замкнутого пространства, привычного взгляда, знакомых понятий. Только тогда момент общения с живописным полотном, киноэкраном, листом книги — «стеной Леонардо» становится моментом обмена тончайшей энергией творческого созидания визуальных образов.
С. 3. Иткулов
ОБРАЗ НОСА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ: ВАРИАЦИИ К ТЕМЕ
С давних пор нос привлекает внимание писателей. Как писал исследователь Г.М. Кружков:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .