ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

«Нос — популярнейший объект шутовской, комической культуры. Его воспевали и Сирано де Бержерак, и Гоголь, и авторы детских стишков. За абсурдом часто стушевывается бытийный, экзистенциальный план этих произведений. Но от взгляда поэта он не укрылся». [4, с. 503] Не укрылся он и от взгляда исследователей. И, конечно, наибольший интерес здесь вызывает творчество Гоголя, где образ носа является ключевым. Рассмотрим, как же трактуется этот образ различными исследователями.

Исследователь Л. Карасев полагает, что нос — это ино-форма тела:

«Судьба антологического двойника майора Ковалева зависит от действий носа, от того, сумеет он выжить или нет. Часть тела, таким образом, становится заместителем всего тела ...»[3, с. 87] В качестве доказательства Карасев приводит цитату: «В самом начале повести Гоголь написал главное ключевое слово: «Иван Яковлевич ковырнул осторожно ножом и постучал пальцем: «Плотное!'

— сказал он про себя, — что бы это такое было?» Плотное — намек, может быть, поговорка. Не «мягкое», не «твердое» или «упругое», а именно «плотное». Нос — иноформа тела» [там же]. Однако при внимательном изучении трактовки данного вопроса Карасевым, можно прийти к выводу, что для исследователя не нос является иноформой тела, а, наоборот, иноформа тела в данном случае принимает вид носа, поскольку в качестве иноформы тела исследователь рассматривает и шинель: «Башмачкина в сущности уже нет; есть диалог двух иноформ — старого изношенного капота и новой шинели [там же, с. 86]; и портрет «Изображение — инофор' ма тела. Пусть погибает гоголевский онтологический двойник художник Чартков, зато портрет жив [там же, с. 87].

Это ключевое место: в нем дано указание читателю и истод, кователю повести <... > Прозревается смутная связь, от крайнее точки внешнего лица человека ведущая не во внешний же нир но, очевидно, напротив, куда-то внутрь и вглубь, к сокровенному человеческому ядру» [там же, с. 202].

И тем не менее нос для Бочарова — не более, чем «внешний человек». Совсем иной подход к образу носа находим в рабоТе

Н. Брагиной:

«В словаре Даля указано на символическое предназначение каждой части лица (нос — постижение добра). Исходя из этого можно предположить, что нос представляет собой «дух», ибо — «вдыхает», «дышит». Продолжая ассоциативный ряд можно сказать, что потерять нос — значит «испустить дух», проще умереть. Не случайно традиционное прозвище смерти — «Безносая». [2, с. 98] Об этом пишет и Карасев:

«Эпитет смерти — «безносая». Лицо, лишившееся носа — лицо смерти: в этом смысле майор как бы временно умирает...»[3, с. 88] Но вслед за этим исследователь делает неожиданный вывод: «Сбежавший майоровский нос — это плоть, убежавшая тления [там же]. В таком случае, зачем эта плоть возвращается на место? На это Карасев отвечает:

«Возвращение носа на место есть возвращение к тому обычному естественному порядку жизни и умирания, который как раз и не устраивал Гоголя. Для того и нужна была ему иноформа носа, чтобы прорваться сквозь невидимый, но непреодоленный круг к новой чаемой онтологии, к чуду неумирания» [там же, с.89].

Но это объяснение никак не проявляет свет на вышеприведенный вопрос. К сожалению, исследователь ограничился рассмотрением лишь повести «Нос». Если рассмотреть другие повести Гоголя, то можно обнаружить, что образ носа фигурируете них именно как символ души. Например, в повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» читаем:

«Я признаюсь, не понимаю, да чего это так устроено, что женщины хватают нас за нос так же ловко, как будто за ручку чайника? Или руки их так созданы, или носы наши ни на что более не годятся. И, несмотря что нос Ивана Никифоровича был несколько похож на сливу, однако, ж она [Агафья Федосеевна] схватила его за этот нос и водила за собой как собачку».

В повести «Портрет» жестянщик Шиллер кричит сапожнику Гофману»: «Я не хочу носа! Режь мне нос!» (то есть: «Я не хочу

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .