Процесс девизуализации, превращения образа в знак обнаружим и в литературе XX века, а вслед за литературой и в большом киноискусстве, в частности, киноискусстве А.Тарковского, создававшего свой особый стиль, похожий на сновидение. На-дример, знаменитая концовка «Двенадцати» А. Блока: «Впереди — Jfcyc Христос». Это обраЗ'Знак, никак не связанный с шествием 12 красногвардейцев («И за вьюгой невидим, / И от пули невредим»)- Этот образ-знак обозначает, если мы обратимся к контексту прозы А. Блока, его размышлениям о текущем культурном моменте, — безымянную третью силу. «Наше время напоминает-первые столетия нашей эры...Третья сила тогда вступала в 1ЛИр...В то время эта сила называлась христианством...Не все черты нового мира определились отчётливо.., имени он ещё не имеет»9. Девизуализация в литературе тесно связана с неназы-ваемостью, отсутствием имени для явления, апофатичностью духовного опыта писателя, что ведёт писателя к немоте (поздняя М. Цветаева): скрытая реальность души не любит явленного, тяготеет к заочности. Или предельной экспрессией образа, разрушающей его визуальную достоверность: «чёрное солнце», которое видит в конце романа Гр. Мелехов или «Слепящая тьма» — название романа Артура Кестлера. Эта предельная экспрессия порождает сюрреальное превращение человека в «степного волка» у Г. Гессе или чудовищное насекомое, угаданное Ф. Кафкой и ставшее реальностью постсоветской литературы (В. Пелевин ?Жизнь насекомых», С. Игнатов «Муха»). Пример подобного сюрреального образа-знака:
Никого со мною нет,
На столе висит портрет,
1 По слепым глазам старухи
Ходят, мухи,
мухи,
—Хорошо ли, — говорю,
Под стеклом в твоём раю?
По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:
—А тебе, в твоём дому,
Хорошо ли одному?
(Арс. Тарковский).
Мир един, любой атом выражает его целиком. Здесь таким атомом одиночества становится излюбленный в искусстве XX века образ-знак мухи.
Целостное видение мира порождает в искусстве XX века отказ от антропного принципа и процесс девизуализации, пре-вращающий образ в умозрительный знак. Художник становится очевидцем незримого, проводником космических энергий, а художественное видение мира становится ассоциативным и дискретным. Гротескно-архаическое видение человека свидетельствует об исчезновении образа человека, о чём не однажды писали теоретики современной культуры. В искусство входит человек без лица, человек-ящик, человек-кентавр, что отражает современное «общество риска» с его «неукоренённым индивидом», чьи представления подвижны, ситуативны, парадоксальны, чей выбор нелинеен, не ограничен привычными нормами.
С. Е. Баулин
БИОГРАФИЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА. ИЗЛОЖЕНИЕ
План
1. «Отговорила роща золотая.
2. «Не жалею, не зову, не плачу...»
3. «Я последний поэт деревни...»
4. «До свиданья, друг мой, до свиданья...»
Крестьянский поэт родился 21 сентября (4 октября) 1895 года в Рязанской губернии, проведя озорное и счастливое детство среди живописной природы села Константинова. Патриар-хальный дед и религиозная бабка привили Серёже вкус Русской Жизни, благодаря чему и появились в девять лет первые стихи...
Сельским учителем не стал — к большому родительскому сожалению... После учительской школы поступил в Московский «мверситет Шанявского, затем увидел и Петербург, произведя яркое впечатление на известных авторов. Первый сборник «Разница» появился в 1915 году и имел многочисленные отклики...
В191 б году одарённый юноша был призван в Императорский Цврскосельский Медицинский Батальон, где, к величайшему сво-еиу
счастью, познакомился с Августейшей Семьёй, сблизился с Ц^ератрицей-Матерью и Дочерьми, ощутив всю глубину Русско-^Созидания. Александра Фёдоровна заботилась о Серёже, взра-его талант и посодействовала в издании нескольких сборни-(«Голубень», «Преображение» и других); Святая Супруга откры-”?®Удущему скитальцу Великую Монархическую Истину...
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .