ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

До конца жизни Есенин не мог простить себе, что отказал Государыне в её кроткой просьбе — написать несколько строк на именины Государя Николая Александровича... Имперский Стержень был воспринят после Ипатьевской ДРАМЫ; в этом и заключался корень винного надрыва и нравственного опустошения чуткого Самородка, убитого чекистами 28 декабря 1925 года; после изгнаннических поездок по стране и миру, череды горьких «браков» и чудовищной психологической травли все попытки поставить на колени мятежную, но непродажную Русскую Душу оказались тщетными...

29 мая 2005 года.

Т. С. Петрова

СОЗВЕННОСТЬ:

К ПОЭТИКЕ СООТВЕТСТВИЙ В СЕМАНТИКЕ ОБРАЗА САДА у К. БАЛЬМОНТА И А. ТАРКОВСКОГО

Образ сада — один из самых многогранных в мировой культуре. Исследователи отмечают западноевропейский, восточный и русский варианты развития мифопоэтики сада (см., например, работы Д. С. Лихачева, Н. О. Осиповой, И. С. Приходько, Т. В. Цивьян). Традиционно с садом соотносится мифологема рая, обнаруживающая семантику блаженства, духовной полноты и близости к идеалу, к истине, средоточия сущностных основ бытия. «В общекультурном библейском контексте (сад Эдема, Песнь Пес-#ей, кн. Пророка Исайи, Евангелие от Иоанна) образ сада трак-1©вался еще и как символ упорядоченности, духовных и нравственных добродетелей и даже противопоставлен природе как Лаосу. Бог-творец и есть первый садовник и хранитель сада», — Йишет Н. О. Осипова (6, с. 63). Райский сад становится образом божественной гармонии, дарованной человеку в начале сотворения мира, утрата рая — важнейшим экзистенциальным мотивом. “ Закономерно, что, представляя детство как невозвратимую Пору пребывания в согласии с миром, поэты обращаются к обра-Щг сада, в котором определенно доминируют черты райского на-*Ила. В. В. Шапошникова отмечает органичность семантическо-ft» соотношения «детство — сад — рай» для лирики К. Бальмонта и Называет целый ряд стихотворений, где это проявляется: «Сад», •Колокольный звон», «Я знал», «Жемчуг» и другие (8, с. 26). В ре-%льтате сам образ детства воспринимается как ипостась блаженного бытия, невозвратимого, но оставшегося в сознании че-|Ьвека идеалом полноты и гармонии жизни.

Именно в этом аспекте развертывается ключевой образ в сонете К. Бальмонта «Сад», вошедшем в книгу «Ясень» 1916 года (1, с. 221).

Сад

В начальных днях сирень родного сада С жужжанием вокруг нее жуков,

Шмелей, и ос, и ярких мотыльков Есть целый мир, есть звездная громада.

Увита в хмель садовая ограда,

Жасмин исполнен лунных огоньков,

А лето с пересветом светляков

Как служба ночью в храмах Китеж-Града.

Он нашим был, весь этот дружный лад Сплетений, пений, красок, очертаний,

Где был певуч и самый звук рыданий.

В хрустальной глуби музыка услад,

Ушла в затон созвенность стройных зданий,

Но счастлив тот, кто в детстве видел сад.

В стихотворении реализуется трехчленный (синтезирующий) тип сонетной композиции (5, с. 319): тема (тезис) — сад — мир; развитие темы — во втором катрене; исход (антитезис) — в последнем терцете (сад ушел, утонул); вывод (синтез) — в заключительной строке (сонетном замке): «Но счастлив тот, кто в детстве видел сад».

Развертывание ключевого образа реализует направленность темы: сад в детстве («В начальных днях») — «есть целый мир». Основные характеристики этого мира — цветение, свет, звучание, движение, многообразие форм — отражают полноту самой жизни в ее идеальном, «райском» проявлении. Сравнение в конце второго катрена («А лето с пересветом светляков / Как служба ночью в храмах Китеж-Града») несет в себе семантику святости, одухотворенности и особого сакрального начала. Это получит развитие и найдет разрешение в концовке стихотворения.

В терцетах развертывается мотив согласия, содружества земного и небесного, вечного и мгновенного, прошлого и настоящего, внешнего и внутреннего, чувственного и духовного —

Дизайнерские окна инновационные дизаи нерские окна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .