ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

миропониманию, глубоко отличному от официально господствовавшего в те годы; и Тарковский, бывший в известном смысле мучеником позднесоветской эпохи, сегодня может выступать и залогом того, что мы пришли, как он сам любил говорить, «в иное качество».

Настоящий сборник включает в себя большую часть материалов, прозвучавших на Шуйской конференции. Здесь несколько шире представлены разнохарактерные труды учёных и мыслящих людей (статьи, тезисы, эссе, рецензии...), в принципе показывающие, что визуализация находится на самом острие современного общекультурного внимания; вместе с тем сквозным и объединяющим началом выступает в большинстве материалов и само повышенное внимание к содержательной сфере визуализируемого — мир «вечных идей» древней платонической традиции, реализуемой не в запредельных абстракциях, а в художественно-осязаемой форме, когда мы в фильмах Андрея Тарковского непосредственно зрим как «в глубоком молчании неслышно шумят прозрачные световые эйдосы»...

В. П. Океанский, И. Ю. Добродеева

ИСТОРИЯ ДНЕЙ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НА ИВАНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Тебе, моя Любовь, тебе, чьё имя всуе Ия произнесу, когда отговорят В счёт будущих стихов о Кинешме и Шуе Дарованные мне так много лет назад

Полночный небосвод, свирепый от мороза, Холодных поездов затёртые скамьи, Съезжающий стакан и топот паровоза, Тревожный, как тоска по прошлому семьи,

По лучшей из держав Земли... А я подолгу Скитался, одинок, у тех её границ,

Где бабушка на спор переплывает Волгу Под грохот надвигающихся плиц.

Михаил Тарковский

Значение имени Андрея Арсеньевича Тарковского для нашего геолокального региона носит глубинный духовно-экологи-ческий характер: здесь, во времена советские — в кинешемско-юрьевецком направлении от центра — был не только ядерный взрыв, но и жил Андрей Тарковский... Кинофильмы Тарковского в 70-80-е годы для тех, кто их полюбил тогда, стали ключом к иной философии, к иному миропониманию, глубоко отличному от официально господствовавшего в те годы.

Предыстория наших совместных целенаправленных трудов на ниве памяти великого первооткрывателя нового киноязыка такова. Летом же 1998 года директором музея ИвГУ Еленой Михайловной Смирновой, её мужем — тогда ещё генеральным ди-

Сборник материалов семинара памяти Андрея Тарковского

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .