ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

ррцкенности, а также ясности и светоносности («Белый день — ,весь день, от зари до зари» — 3, с. 427; «Белый день — ясный, светлый» — 4, с. 78). В то же время, по справедливому замечающие. В. Кековой, в художественном мире Тарковского белый — «знак небесного начала» (7, с. 63). В результате заглавный образ ^стихотворения «Белый день» прочитывается как образ невероятной ясности, просветленной, непостижимой и недостижимой ис-ггины, явленной детскому сознанию, еще созерцающему Отца.

Таким образом, общая концептуальная направленность стихотворений К. Бальмонта и А. Тарковского не исключает различия в характере ключевого образа: у Бальмонта сад — образ райской, божественной гармонии, дарованной человеку в детстве и освящающей всю его жизнь. Тарковский передает счастливое ощущение райского сада как статическое, блаженное равновесие, сокровенное и утраченное навсегда.

Вместе с тем стихотворения обнаруживают целый ряд удивительных схождений и сопряжений как в образном строе, так и вдвижении поэтической мысли.

Прежде всего, характер ключевого образа в обоих стихотворениях определяется семантически близкими, а иногда и одинаковыми словами: среди цветущих растений оба поэта упоминают жасмин, причем в сходном эмоционально-образном ореоле; Эмоционально значимым выступает прилагательное счастливый; В обоих стихотворениях развертывается семантика света; при разнице заглавий завершающим (в сильной позиции) в том и другом тексте выступает ключевое слово сад.

ной идеи: представлением через образ райского сада архетипа детства в русле поэтической традиции. Устойчивость этой традиции, ее основополагающая роль в общекультурном пространстве в большой мере формирует «созвенность» таких разных по поэтическому складу и характеру лирики поэтов, какими выступают К. Бальмонт и А. Тарковский. И все же необъяснимая общая ведущая линия при этом несходстве заставляет вновь и вновь всматриваться в неожиданные сопряжения образов и удивляться им...

А. А. Маслобойщикова

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ. „ПУШКИНСКИЕ ЭПИГРАФЫ»: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Интертекстуальность — это «общая совокупность меж-текстовых связей, в состав которых входит не только бессознательная, автоматическая и самодовлеющая игровая цитация, но и направленные, осмысленные, оценочные отсылки к предшествующим текстам и литературным фактам» (4; 294). Межтекстовые связи разнообразны, но в любом виде интертекстуальность с точки зрения читателя, по мнению Н. А. Фатеевой, — «установка на более углублённое понимание текста» (3; 16).

Без обращения к текстам-источникам невозможно понять глубинный смысл стихотворений А. А. Тарковского, объединённых в цикл «Пушкинские эпиграфы», а также причину, по которой они связаны в единый цикл.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Оказывается, А. А. Тарковский взял в качестве эпиграфа, во-первых, часть четверостишия, во-вторых, лишь часть целого предложения — два сравнительных оборота. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос.

Читателя, хоть немного знакомого с творчеством А. С. Пушкина, эпиграф, содержащий слова из столь известного его стихотворения, как «Я помню чудное мгновенье...», побуждает ожидать развития любовной темы. Однако стихотворение А. А. Тарковского, следующее за этим эпиграфом, не о любви.

Как mom Кавказский Пленник в яме,

Из глины нищеты моей Ия неловкими руками Лепил свистульки для детей.

Не испытав закала в печке,

Должно быть скоро на куски Ломались козлики, овечки,

Верблюдики и петушки.

Бросали дети мне объедки,

Искусство жалкое ценя,

И в яму, как на зверя в клетке,

Смотрели сверху на меня.

Приспав сердечную тревогу,

Я забывал, что пела мать,

Я научился понемногу

Мне чудный лепет понимать.

Я смутно жил, но во спасенье Души, изнывшей в полусне,

Как мимолётное виденье,

Опять явилась муза мне,

И лестницу мне опустила,

И вывела на белый свет,

И леность сердца мне простила,

http://пкфпромрегион.рф/ конвейерные ленты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .