Неожиданным контрастом к характеристике героя вводится описание его жены, Зельды, пришедшей разбудить мужа: «Было воскресенье. Из другой комнаты квартиры вышла смуглая жена спящего человека, по имени Зельда, родом с Ближнего Востока, из русской Азии. Она с кроткой тщательностью накинула одеяло на обнажившегося мужа и побудила его» (С. 80). Настораживает здесь, пожалуй, только несколько нарочитая подробность речи, примитивная, наивная старательность описаний. Таким образом, контраст внутренних миров проявлен на стилистическом уровне: изощренный, истерический склад героя находится в дисгармонии с прозрачным, «правильным» душевным укладом его жены. Из этого сопоставления становится очевидным, что портрет Зельды, увиденной глазами Альберта — отнюдь не реальное изображение, а плод воспаленного воображения: «Альберт Лихтенберг увидел с ожесточением, что его жена стала животным: пух на ее щеках превратился в шерсть, глаза сверкали бешенством и рот был наполнен слюной жадности и сладострастия; она произносила над его лицом возгласы своего мертвого безумия» (С. 81). (Можно ли назвать «возгласами безумия» воспроизведенные автором-рассказчиком фразы Зельды: «Вставай, Альберт. День наступил, я достану чего-нибудь» (С. 80), и «Вставай, Альберт... У меня есть две картошки с ворванью» (С. 81). Очевидно, что с этого момента начинается, по терминологии 3. Фрейда, «работа сновидения», и «истолковать» рассказ можно именно методом фрейдова «толкования сновидений». Эротическое содержание сна несомненно, о чем свидетельствуют как конкретные картины сновидения, так и многочисленные символы, по теории Фрейда имеющие явную сексуальную направленность.
Очевидно, что в работе сновидения образ жены оказывается заместителем самого Лихтенберга, порождением его скрытого ужаса перед собственным озверением, что подтверждается всем дальнейшим ходом сна. Зверь-Зельда сразу переключает мысль Альберта на самого себя: «Он до гроба, навсегда останется человеком, физиком космических пространств, и пусть голод томит его желудок до самого сердца — он не пойдет выше горла, и жизнь его спрячется в пещеру головы» (там же). Фрейд пишет: «Если в сновидении два элемента находятся рядом, это говорит за особенно тесную связь между скрытыми за ними мыслями».2 Итак, Зельда-Альберт испытывает ужас перед одичанием и видит воз-
ожностъ спасения в «пещере головы». Здесь очевиден двойственный смысл: с одной стороны, в традиционной фрейдовской символике сновидений пещера означает женское начало, и «спрятаться в пещере» — не что иное как укрыться в материнском лоне, Чо есть возвратиться в утробное состояние, с другой стороны, олова как «верх» тела — последнее вместилище духа, интеллек-а, который дает возможность Лихтенбергу навеки оставаться ^физиком космических пространств».
. Итак, в первой фазе сновидения обрисовываются очерта-' ия основной мысли, питающей этот кошмар: ужас перед превращением в томящееся, истекающее влагой неудовлетворен-’цой похоти животное. Но животная сущность более проявлена в |ценском начале. Все мужское естество Лихтенберга восстает против разлагающей стихии женской похоти, которую он ощу-|иает и в себе. Альберт бьет Зельду тростью (очевидный фал-|1ический символ), что позволяет ему уйти из дома и увидеть сол-|ще. Но мир предстает перед ним извращенно: католический рвященник (обреченный на целибат) представляется ему «воз-Щужденным, влажным и красным — послом Бога в виде мочевого отростка человека», а в глазах причастниц он видит «скорее сырость любовной железы, чем слезы обожания Христа». Это сочетание похоти и бессилия — пророчество не только собственного будущего, но и последнего периода европейского (конкретно — христианско-католического) мира. Таким образом, кошмар Лихтенберга, по терминологии Фрейда — страх кастрации, шесть потери животворящей силы, мужское, то есть духовное расплодив, которое через него способно распространиться на ко цивилизацию. Дальнейшая работа сновидения подтверж-Ьет и иллюстрирует эту мысль.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .