ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

I Следующий эпизод сна — наиболее драматичный, дей-рвенный. Он начинается с крайнего возбуждения Лихтенбер-|, которое сновидение тотчас переводит в символический Каст: «Лихтенберг сжал трость в руке, он ушел дальше с ростью своего сознания, он чувствовал мысли в голове, ртавшие, как щетина, продирающиеся сквозь кость» (там fts), — то есть Альберт охарактеризован здесь сугубо мужс-|>й символикой. Интересно, что этот эпизод никак логически |f вытекает из предыдущего, скорее наоборот: образ полного Щичания и утраты мужественности должен быть следствием

событий, воспроизводимых в новом эпизоде. Такое замещение соответствует сновиденческой структуре, как ее описывает Фрейд: «Причинная зависимость в сновидении либо вовсе не выражается, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей сновидения. Часто это замещение бывает обратным, то есть начало сновидения соответствует следствию, а конец — предпосылке».3

В состоянии яростного подъема Альберт встречает отряд национал-социалистов, пришедший на площадь, чтобы установить там памятник Гитлеру. Толпа, изначально насчитывающая сто человек, в сновиденческом бреду разрастается до тысяч и миллионов, до «сонмов и племен», жрущих, поющих и радостно марширующих по городам Германии. В этих толпах Лихтенберг видит только кастрированных идиотов, тупиковую ветвь цивилизации, способную уничтожить все здоровое и животворное: «Эти колонны... ежедневно питались ветчиной, и правительство поддерживало в них героический дух безбрачия, но снабдило пипетками против заражения сифилисом от евреек (немецкие женщины сифилисом сознательно не болели, от них даже не исходило дурного запаха благодаря совершенному расовому устройству тела» (С. 83).

Гнев Лихтенберга обрушивается на памятник Гитлеру — «бронзовое человеческое полутело, заканчивающееся головой» (С. 85). Не идеологические соображения томят Лихтенберга, когда он глядит на бронзового истукана, а все то же эротическое возбуждение, смешанное с отвращением и страхом: «Грудь фигуры выдавалась вперед, точно подтягивалась к груди женщины, опухшие уста лежали в нежной улыбке, готовые к страсти и к государственной речи, — если придать памятнику нижнюю половину тела, этот человек годился бы в любовники девушке, при одном же верхнем полутеле он мог быть только национальным вождем» (там же). Мгновенно в сознании Лихтенберга возникает вся картина нового мироустройства, где люди становятся богами — бессмертными и бесплодными, стерильными «верхними полутелами»: «Землю начинают населять боги, я не нахожу человека, я вижу происхождение животных из людей» (С. 87).4 Такой интеллектуальный вывод, внешне не вытекающий логически из предыдущего сюжета, однако является прямым следствием всей работы сновидения. Фрейд пишет о по-

Ьобных моментах сна: «В содержании сновидения встречаются. такие элементы, которые можно было бы принять за про-Шукг высшей психической деятельности; но анализ всегда обнаруживает, что эти интеллектуальные операции имели место уже Раскрытых мыслях, откуда сновидение их лишь заимствовало».5

Краткое сражение Лихтенберга с идолом носит не идеологический, а психопатологический характер: «С силой своего гела, умноженного на весь разум, Лихтенберг ударил дважды fпялкой по голове памятника, и палка лопнула на части» |(С. 87). Итак, герой лишается своего оружия, которым он кру-|5шил женственный вселенский морок, в который спешит погру-|? зиться человечество, f Следующие эпизоды, несмотря на разницу сновиденческой картины, представляют собой череду вариаций монотематичес-i кого типа: при абсолютном образном контрасте они объединены ’ на уровне единого скрытого, зашифрованного мотива-ядра, каковым в данном случае оказывается страх кастрации.6 Естественно, что прямо этот мотив нигде не озвучен, но он повсюду угадывается через замещение, вытеснение и трансформацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .