ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Повышенная восприимчивость к непосредственно данному обусловила возрастание роли зрительных образов в литературе. Анализируя традиции визуализации прозы, исследователь В.И. Божович отмечает стремление поэтов-романтиков выражать свои чувства и идеи через описания предметов, пейзажей и произведений искусства и развитие этой тенденции «по нарастающей вплоть до XX века» (6). В свете обозначенных тенденций большое значение приобретает понятие живописности в литературе. В. Уиннер определяет «живописность» как «практику описания людей, места, сцен или части сцены по аналогии с техникой живописных полотен или как предмет для изображения живописцем, а также использование произведений искусства для раскрытия темы или создания определенного настроения» (18). Дж. Хэгструм утверждает: «чтобы называться «живописным» описание или образ должны по природе своей быть «переводимы» на язык живописи или какого-либо другого визуального искусства» (16). М. Торговник находит конкретные проявления живописности в художественной литературе в следующем: это могут быть диалоги персонажей, реальных или вымышленных, о конкретной картине или художественном направлении; это может быть особый тип пейзажа или интерьера, представленных так, что они как будто вписаны в раму (17).

Тема видящего глаза, поэтика и эстетика зримости, различные способы читательской рецепции визуального в художественной литературе все чаще привлекают внимание ученых. Исследователи обращаются к изучению «зрительного опыта» героя и автора, сюжетно запечатленного и композиционно выраженного

в художественном произведении, а также к различным механизмам восприятия зримости. В работах, посвященных различным сторонам визуальной проблематики в культуре XIX-XX вв., особое место уделяется анализу художественных стратегий в творчестве Гофмана, Гоголя, Вл. Набокова, Г. Джеймса, Кафки, Пруста. При этом отечественный исследователь С.Л. Лавлинский считает возможным говорить о «собственно литературоведческом повороте в изучении поэтики и эстетики зримого» (7) и выделяет две основные стратегии литературно-художественной репрезентации зримости, основываясь на работах М.М. Бахтина: панорамно-историческое зрение и зрение «предельно близкое».

- Рассмотрим данные стратегии, В работе, посвященной роману воспитания, М.М. Бахтин уделяет особое внимание анализу «культуры зрения» Гете, который придавал «исключительное значение зримости»: «Все остальные внешние чувства, внутренние переживания, размышления и абстрактные понятия объединялись вокруг видящего глаза как своего рода центра, как первой и последней инстанции» (2). Размышления Бахтина 30 гг. прошлого столетия соотносятся с некоторыми высказываниями американского искусствоведа и психолога Р. Арнхейма, внедрявшего в начале второй половины XX века в научный оборот понятие «визуальное мьшдление» (1). В работах психолога можно встретить и замечания о взаимодействии в визуальном мышлении пространственных и временных координат в художественном творчестве. Зрение здесь становится особым способом визуально-мыслительного упорядочивания реальности.

Время переживается Гете, по мысли Бахтина, только в видимом пространстве, в неком панорамном топосе, предстоящем перед его глазами и проявляющимся в зримых образах-приметах исторического времени. Панорамно-историческое восприятие реальности являлось «не пассивным отражением предмета, но активным соучастным созерцанием; поэтому художник может стать Творцом, продолжающим дело природы» (3). Итак, писатель становится творцом благодаря «глазу-медиуму» (Ц. Тодоров) — инструменту создания художественного образа. Одним из продолжателей визуально-хронотопической традиции Гете в литературе М.М. Бахтин называет Вальтер Скотта. Ученый обращает внимание на особенности мышления писателя, проявляющиеся в его умении «читать время в пространстве», сохраняя при этом «элементы фольклорной окраски времени (народно-исторического времени)» (4).

Смотрите смешные комиксы у нас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .