Замечания М.М. Бахтина о творчестве Вальтер Скотта перекликаются с наблюдениями П.А. Флоренского. Если М.М. Бахтин анализирует креативную сторону «культуры глаза-медиума» Вальтер Скотта, то П.А. Флоренского интересует зрительный опыт читателя. «В иных случаях, — замечает П.А. Флоренский, — впечатление от поэзии настолько определенно развертывается с характером изобразительности, что остается по прочтении книги почти непреодолимое убеждение, что сам видел описываемое там, или что книга была иллюстрирована» (14).
Анализ панорамно-исторического типа зримости, представленной в произведениях Гете связан в контексте работ М.М. Бахтина с замечаниями о совершенно иной традиции видения, имеющей отношение к культуре «зрения предельно близкого» (15). Интерес М.М. Бахтина к оптическим эффектам можно обнаружить в работе о Рабле в части, посвященной размышлениям о природе романтического гротеска и, а именно: мотива безумия в литературе. Как пишет М.М. Бахтин, он «очень характерен для всякого гротеска, потому что позволяет взглянуть на мир другими глазами, незамутненными «нормальными», то есть общепринятыми, представлениями и оценками» (5). «Романтически гротескная культура глаза» становится камерной, теряет присущий панорамному зрению Гете историзм, а, следовательно, и связанные с ним представления о дистанциях и границах, возникающих между субъектом и явлениями мира.
Идеи М.М. Бахтина о гротескной стратегии зримости перекликаются с наблюдениями Ц. Тодорова о роли темы взгляда в фантастической литературе романтиков. В фантастических произведениях проблема рецепции, как показывает Ц. Тодоров связана с «основным чувством — зрением («пять чувств, которые на самом деле одно — способность видеть», — говорил Луи Лам-бер)» (9). Любые же темы восприятия, по мысли исследователя, можно определять как темы взгляда. Обращаясь к произведениям Гофмана (к «Принцессе Брамбилле» и «Песочному человеку»), которые «буквально наводнены микроскопами, лорнетами, настоящими и фальшивыми глазами ит.п.»(10),Ц. Тодоров отмечает, что «любое появление элемента сверхъестественного, близко видимого, но чужого, неопознаваемого в визуальном опыте, сопровождается введением сюжетно — композиционных элементов темы взгляда. Например, в мир чудесного можно проникнуть
с помощью очков и зеркал» (11). В данном контексте привлекает внимание и некая двусмысленность слова «визионер»; это человек, который видит и не видит, представляя собой одновременно и высшую степень, и отрицание видения»(12).
В последнее время, наряду со стратегией панорамно-исторического видения и романтического гротеска, внимание исследователей привлекает «недистанцированное» зрение (бесперспективная точка зрения Достоевского) и стратегия «фасеточного зрения» модернистской литературы (13), требующие, безусловно, более детального рассмотрения.
Таким образом, среди основных стратегий визуализации в литературе назовем панорамно-историческое восприятие реальности (Гете, В. Скотт), «зрение предельно близкое» (гротеск Рабле), «недистанцированное зрение (бесперспективная точка зрения Достоевского) и «фасеточное зрение» модернистской литературы, (например, Вл. Набокова). В целом для литературы новейшего времени характерно преобладание зрительных впечатлений, конкретного видения и стремления к слиянию с реальностью. Как отмечает Д.С. Лихачев, в основе сравнений, характерных для современной литературы, лежит зрительное сходство: «Стремление передать внешнее сродство сравниваемых объектов, сделать объект наглядным, легко представимым, создать иллюзию реальности. Сравнения нового времени привлекают внимание к характерным деталям и второстепенным признакам, как бы извлекая их на поверхность и доставляя читателю «радость узнавания» и радость непосредственной наглядности» (8).
Сборник материалов семинара памяти Андрея Тарковского
В. П. Океанский
ФИЛОСОФЫ И ЛЮДИ
предложение от hobby.rin.ru
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .