ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

(Рецензия на книгу д. филос. н., проф. Ростовского государственного университета Е. В. Золотухиной-Аболиной «Философская антропология: Учебное пособие»; изд.: М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 240 с.)

Чем они отличаются друг от друга? Тот, кто понял, что дыхание зимы приходит с первыми полётами Снежной Королевы, а не с человеческим дыханием и простудами — ему естественно усомниться в самих перспективах короткого антропологического замыкания исходно замысленной философии. Вот и нас уже понесло против собственного течения читаемой книги... Могло ли быть иначе? Есть только два основных вопроса философии: это

—    вопрос о сущности и вопрос о существовании, всё остальное

—    их редукция. В основе своей они — глубоко поэтическцевоп-рошания. Первый вопрос может быть — и был! — сформулирован греками так: «Что есть Всё?»; второй связан с изумлением «Почему из двух возможностей — Всё и Ничто — случилась первая?». Первый вопрос отсылает нас к насущной необходимости быть в том, что Есть, и коррелируется пространственно; второй отбрасывает нас в исходную свободу — Быть или Не быть? — и коррелируется во времени. Первый обращён к неисчерпаемому морю Сущности, к Бесконечности; второй — к скоротечному стоянию на пороге Вечности, к тому, о чём нас не спросили, но в чём мы оказались запрошены (заброшены?) сами.

Мы начали с гиперборейского презрения к «слишком человеческому» и вот, в итоге, философствующий Икар падает на землю, в землю, в Бездну... Проективно замысливая тотальное Целое, философ, как первый и последний из людей, обнажает временно-вечный и локально-космический удел человеческий, нашу не снимаемую ни в каких режимах мысли повседневность-повсе-ночность, чудесную обыкновенность, невычислимую «присут-ствиеразмерность» (помня о Хайдеггере), где свобода, разум, тело, смысл, судьба, смерть, любовь оказываются так глубоко

взаимосвязаны, что рассматривающая их в качестве специфи_ ческих аспектов человеческой жизни мысль становится ничем иным, как только философской антропологией.

Этот путь проделала автор по-своему замечательной книги «Философская антропология», доктор философских наук, профессор из Ростовского государственного университета, славного своими глубокими интеллектуальными традициями, Елена Всеволодовна Золотухина-Аболина — этот же путь — «учебный курс»!

— прошла до неё и мысль человеческая за последние три тысячи лет: от мифоэпических космогоний — к рефлексии о «положении человека в космосе». Каков Урок!..

Известно, однако, что статус самого мироздания в поле современного обыденного сознания не слишком высок. Вослед «подпольному человеку» Достоевского Ното Novus готов с лёгкостью согласиться на крушение мира, «лишь бы чай всегда пить», таким образом, в поле современности боги воскресли и люди востребованы, хаос шевелится и бездна обнажена, но... мир потерян. Вместе с миром потеряно и что-то такое, уже невыговариваемое, о чём мы теперь способны подумать лишь чисто негативно — в разъёмах пространств, сквозь щёлочки между секунд! — то есть Нигде и Никогда. И вот как раз здесь рассматриваемая нами книга оставляет надежду на то, что дела обстоят совсем не так плохо. И дело состоит совсем не в том, как представить дело — автор не столько рассказывает, сколько Показывает. В этом великое литературное достоинство книги! Она захватывающе гипнотична. Таких книг теперь почти не пишут.

Самая подробная информация инфракрасный коврик тут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .