ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

В самом конце книги после всех примечаний и сведений об авторе Вячеслав Петрович пишет: «Я ничего не хотел сказать своими книгами — но лишь пред-оставил себя этим волшебным смыслам, которые про-стучались сквозь меня и вышли на свет...» Думаю, это высказывание могло бы быть эпиграфом к книге. Потому что оно сразу многое поясняет для последующего чтения. Авторский текст на первый взгляд сугубо субъективен, но потом понимаешь, что он рождается из чего-то большего, нежели личная позиция пишущего. Он словно бы результат провидческого сна, транса, озарения, создан в несколько ином измерении сознания, чем сознание обычного человека, захваченного мелочной повседневностью. Автор спит и не спит, грезит и не гре

зит, думает как философ и излагает свою мысль как поэт. Автор загадочен, экстатичен, порой неясен, порой кристально прозрачен. И главное — в его речи есть могучая струна, связывающая обыденность с запредельностью. Метафизика здесь не декларируется. Она присутствует в словах и фразах. Потому и книга производит впечатление произведения медитативно-магического, а не чисто интеллектуального. Читаешь — и попадаешь на волну, колеблешься в унисон, резонируешь.

Но вернемся к названию и к идеям, которые не всегда легко сформулировать, ибо для этого надо избавиться от наваждения текста, выловить из его аквамариновой глубины золотых рыбокмысли.

Итак, «Акватория спальни» — это разговор о том, что наша жизнь — это сон. Наша обыденная пробужденность к практической суете для автора — лишь морок, лишь продолжение ночной дремы. Подлинное пробуждение невозможно в рамках материального и материалистического взгляда, оно начинается лишь с сомнения в стабильности и истинности натурального мира и обращено к Божественной любви, идущей нам навстречу. Лишь Бог полностью пробужден. Так введение книги « Местоположение снов» связывает сегодняшний день с религиозно-эзотерическими идеями древности, с философскими сомнениями и мистическими откровениями человечества.

Главка «Метаязык: к проблеме реконструкции символического миропонимания» ставит нас перед проблемой языковой состоятельности современной философии. Автор полагает, что благодаря акценту на «сообщительность» философия поверхностна, чересчур разговорна и говорлива, что не дает достигать ей подлинных глубин бытия. Здесь, несомненно, сказывается влияние на автора почитаемого им М. Хайдеггера, а также не менее уважаемого Р. Генона. Не обычный язык, но Метаязык, несущий в себе символическое миропонимание, может приобщить нас к сокровенным основам мироздания. В. П. Океанский демонстрирует перед читателем картину символических аналогий на примере денег, которые в современном профанном сознании рассматриваются лишь как счетнопрагматическая форма. Символический метаязык — язык по существу поэтический, и отсутствие его в современном мире оборачивается согласно автору поистине антропологической катастрофой, поскольку сегодняшняя профанная философия не может стать «оперативнымрешением экзистенциальных задач».

В главе «Метафизика и насилие» перед читателем разворачивается богатая феноменология видов насилия, которые обычно не улавливаются в рамках привычного рационально-социологического понимания. Сама автономизация в наши дни проблематики насилия, считает В. П. Океанский, говорит нам об утрате символического миропонимания, оборачивается подглядыванием во все сферы бытия, что само по себе есть насилие. Тем не менее он прослеживает, как может быть рассмотрен сюжет в самых разных ракурсах. Так можно говорить о насилии как отсутствии любви и об агрессивной любви как насилии. Можно видеть через призму насилия время и повседневность, ведущие нас к необратимости старения и смерти. Допустимо усмотреть в мировоззрении агрессию к иному и даже истолковать плюральность мнений как насилие по отношению к монистическому строю сознания (в этом смысле позиция Делеза выглядит как насилие против взглядов, например, Фихте).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .