ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

В этом же фрагменте автор дает интересное переосмысление идей Фалеса Милетского, полагая, что он не может быть понят натуралистически, как чаще всего толкуется его концепция в комментирующей литературе. Фалесовская вода — символ текучести, энергийности, неподконтрольности Целого, и именно так следует ее понимать.

В главке «Антихрист как великий социолог» (около позднего Соловьева) В. П. Океанский излагает оригинальную идею о том, что отличительной чертой Антихриста является его стремление предложить спасение как социальную программу. В первый момент такое заявление представляется чем-то вроде остроты, шутки, но дальнейшее чтение дает понять: автор отстаивает собственно-религиозный взгляд, противопоставляя его любым светским суррогатам, усматривающим благие перспективы человечества в умелом научном управлении. Показывая опасность увлеченности идеями псевдоспасения, В. П. Океанский обращается к сравнительной сотерИологии, сопоставляет представление о сути спасения в разных конфессиях. Затем он вновь возвращается к постоянно присутствующей в его размышлениях теме — о важности метафизического языка, о том, что глубинная филология сама может выступать как сотериология.

Интересным и примечательным на мой взгляд является опыт создания Словника, посвященного культурному кризису современности. Здесь автор повторяет эксперимент, прежде проде-

данный Вадимом Рудневым в его книге «Словарь культуры XX века». Словарь в этом случае пишется вольной рукой согласно авторскому выбору слов и без всяких внешних ограничений либо указаний. Подобная работа требует собственного своеобычного видения тем, представленных выбранными терминами. В. П. Океанский стремится дать «экзистенциологическое раскрытие метафизической морфологии эпохи». Хочу обратить внимание на термин «экзистенциология». Это удачный авторский термин, выражающий «знание об экзистенциальном» или «науку об экзистенциальном», хотя слово «наука» здесь мало применимо. Мож-; но сказать, что речь идет о «теоретическом постижений экзистенциального», но этот длинный пассаж удачно выражен одним словом-понятием.

Словник состоит по мнению самого автора из мифологем. Весь набор которых (231 мифологема) призван отобразить современный культурный опыт как символическое раскрытие Бытия. Автор прибегает к афористике, к ярким образным выражениям, чтобы ёмко раскрыть смысл выбранных для такой важной задачи слов. В списке можно увидеть такие разные и богатые по содержанию понятия как «ад» и «атлантизм», «истина» и «историчность», «нигилизм» и «София», а также многие другие.

Книгу В. П. Океанского трудно анализировать и логически препарировать как трудно это делать со всякой поэзией. Ее надо просто читать. Читать и перечитывать, думать, попадать с автором на единую повествовательно-метафизическую волну. С ней можно не во всем соглашаться (автор порой запальчив, чрезмерно строг к людям других мнений, иногда мрачно-трагичен), нов нашей земной «акватории сна» такая книга — одно из облаков, которые взлетают над сонной водой и поднимаются в небо: к Первоисточнику, к Бытию, к Изначальному. Сновидец грезит, и сны уводят его от сна — в невыразимую молчаливую Явь.

В. П. Океанский

О ЗНАЧЕНИИ ВИДЕО-ИССЛЕДОВАНИЙ ПОД ЗНАКОМ ИМЕНИ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .