ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Значение исследований специфически визуальных начал в современной культуре трудно переоценить, когда повсюду декларируется переход от книжной коммуникации к экранной, от сокровенных способов трансляции смыслов к натуралистически-объективированным. Наша цель — подъём над чисто эстетическим прочтением принципа визуализации в культуре. С учётом означившихся обстоятельств она существенным образом связана с движением против течения и состоит в другом, нежели просто констатация макрокультурной видео-моды и зримого триумфа оптических начал — она обусловлена тремя обстоятельствами: (1) культурологической потребностью историософского осмысления самого принципа визуализации в его связи с исторической типологией культуры (великолепным примером здесь могут служить труды М. Маклюэна); (2) с чисто философской точки зрения принцип любого явления укоренён в сущностной области ускользающей от непосредственной яви; поэтому (3) нас интересует именно принцип визуализации, его феноменализирующе-открываю-щая и исходно-откровенная роль, а также глубинно-символическая функция, то есть прежде всего герменевтическая и религиозно-философская составляющие этой на первый взгляд чисто эстетической проблемы.

Значение имени и наследия Андрея Тарковского для нашего замысла переоценить ещё более трудно, поскольку мы имеем дело здесь с чем-то совершенно исключительным, для чего потребовался человек Тарковский как некий уникальный метод, а именно

— с изображением Неизобразимого, с явлением Неявного, причём, в эпоху всеобщего ослепления, когда это было подобием усиления мощности дневного света в доме для слепых. Именно Тарковский для многих из нас ещё тогда стал первым ключом в незримые для колышащихся на волнах истории людских масс врата религиозной культуры, освистанной и растоптанной в XX веке этими массами и её поводырями-берсеркерами умеющими снимать только рекламу интернет магазина мебели.

Трудно переоценить и тот факт, что мы работаем именно в Шуйском университете — учебном заведении, основанном как духовное училище ещё в 1815 году; в городе, так много пострадавшем от большевистского террора, где сегодня, благодаря личным усилиям нашего нового губернатора, принято решение о возведении монумента жертвам этого террора. Перед взором участников и гостей научного семинара — выставка книг, пришедших по нашему заказу из Москвы, из Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея Первозванного, с которым мы сотрудничаем, и основанного незадолго до своей мученической кончины православным священником Александром Менем — отцом нашего губернатора.

Возвращаясь же к значению имени Андрея Арсеньевича Тарковского для нашего геолокального региона, надо сказать и то, что оно носит глубинный духовно-экологический характер: здесь, во времена советские — в кинешемско-юрьевецком направлении от центра, где Волга заканчивает своё движение с Запада на Восток и под прямым углом поворачивает на Юг — был не только ядерный взрыв, но и жил Андрей Тарковский... И кинофильмы Тарковского в 70-80-е годы для тех, кто их полюбил тогда, стали ключом к иной жизненной философии, к иному миропониманию, глубоко отличному от официально господствовавшего в те мрачные годы.

Мир Андрея Тарковского выводит нас к поиску «самого главного» и вместе с тем «предельно сокровенного». В этом мире сам Тарковский оказывается нашим Сталкером, ведущим нас по таинственной Зоне текучих смыслов... Экзюпери говорил, что «самого главного глазами не увидишь»; Лао-цзы сказал, что оно «не видимо, не слышимо и не осязаемо» (речь идёт о некоей трансцендентной сущности, символически означенной в образе Дао — всеобщего Пути...) — но христианская традиция в самом Христе имеет видимым то, что по сущности своей принципиально невидимо. Во Христе, согласно Св. Писанию, «обитает вся полнота Божества телесно»: здесь — логическая антиномия, которая имеет уже

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .