ПРИНЦИП ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

В итоге мы должны сказать, что становящееся за последнее время брэндом нашего Ивановского региона имя великого кинорежиссёра, а также его наследие, жизнеощущение и миропонимание, сама его во многих отношениях трагическая судьба, по-прежнему нуждаются в терпеливом и пристальном, неспешном и вдумчивом отношении, если мы действительно связываем с этим творчеством свои ценностные и этические ориентиры. Делу такого постижения мира Тарковского могут оказать существенную поддержку и последние инициативы Губернатора Ивановской области о Международном фестивале интеллектуального кино в нашем регионе России...

Е. В. Цымбал

РОЖДЕНИЕ «СТАЛКЕРА» — ОТ ЗАМЫСЛА К СЪЁМКАМ

Я работал на фильме «Сталкер» ассистентом режиссера по реквизиту с начала и до конца съемок в 1977-1978 годах и примерно два месяца (с июня по начало августа 1977 года) вторым режиссером. Работа над этим фильмом продолжалась более трех лет и, фактически, снимался он дважды, а точнее — трижды. Данная публикация представляет собой сокращенный вариант одной из глав книги «Рождение Сталкера», над которой я работаю в последние годы.

Возникновение замысла

К началу 1975 года, после окончания последнего фильма Андрея Тарковского «Зеркало», получившего вторую категорию оплаты, прошло полгода. Авторский гонорар, на который ему предстояло жить до следующей работы (которая неизвестно когда будет) составил 6000 рублей. Из этой суммы, помимо подоходного налога — 13,5% еще вычли стоимость перерасходованной пленки, что составило еще более тысячи рублей. Надежда расплатиться с долгами, которые все увеличивались, не сбылась. Финансовые перспективы рисовались еще более мрачными. Денег катастрофически не было, а на все предложения Тарковского по новым проектам Госкино отвечало невнятными и волокитными отказами. Он сам склонялся к идее снять фильмы «Идиот» по Достоевскому, фильм о Достоевском или «Уход Толстого», по мотивам повести Ивана Бунина «Освобождение Толстого». Но время шло, а ответа Госкино все не было. Снова, как после Андрея Рублева Тарковский оказался в тяжелейшем положении — бывали дни, когда у него не было денег даже на троллейбусный билет. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами и отдохнуть после тяжелой и чрезвычайно нервной сдачи «Зеркала», Тарковский решил уехать в деревню

Мясное Шиловского района Рязанской области. Там, незадолго до этого они с Ларисой купили старый, построенный еще до револю-

1917 года, обветшалый дом, надеясь, со временем использовать его в качестве дачи. И хотя дом нуждался в очень серьезном ремонте, жизнь в Мясном была гораздо дешевле, чем в Москве.

Первое упоминание о повести Стругацких «Пикник на обочине» в Дневниках Тарковского относится к 26 января 1973 года:«Только что прочитал научно-фантастическую повесть братьев Стругацких •Пикник на обочине», из нее, кстати, можно сделать потрясающий сценарий для кого-нибудь»'. Идея эта, как мы увидим далее, показалась ему плодотворной и Тарковский вернулся к ней в начале 1975 года. Именно в это время ему приходит идея перед большой работой быстро снять какой-нибудь фильм для заработка, чтобы выбраться из кошмара хронического безденежья. В качестве такого фильма он решает предложить простые в производстве (как ему казалось) фильмы «Смерть Ивана Ильича» по любимому рассказу Льва Толстого2 или «Сталкер» по повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине». 4 января 1975 года он записал в дневнике: »А что, если вместо юноши в «Пикнике» —женщина».3

6    января появляется вторая запись:«Написал письмо Ерма-иху, в котором прошу его немедленно решать вопрос о моей дальнейшей работе. Я имел в виду одно из двух: «Идиот» или фильм о Достоевском. Скорее всего, он откажет, тогда я напишу ему еще одно письмо с заявками (параллельно со Студией) на «Смерть Ивана Ильича» и «Пикник». Только надо будет утрясти вопрос со Стругацкими»4.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

Опубликовано в рубрике Прочее 11.02.2012: .